Брилинг Николай Романович

13.10.1876 – 15.03.1961

Доктор технических наук, профессор Московского автодорожного института

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (13.12.1946)

Родился 13 октября (1 октября по старому стилю) 1876 года в городе Клин Московской губернии.

Окончил реальное училище при Михайловской евангелическо-лютеранской церкви и в 1897 году поступил в Московское техническое училище. В 1899 году за участие в революционной деятельности был арестован и сослан в Уфимскую губернию. Спустя год вернулся в Москву и продолжил обучение. В 1902 году вновь арестован, в следствие чего вынужден был уехать за границу. Учился в Штутгарте, а затем в Карлсруэ. В 1904 году вернулся в Россию, но практически сразу же опять был арестован и снова уехал за границу. В 1906 году окончил Дрезденское техническое училище, после чего вернулся на родину. В 1907 году защитил докторскую диссертацию.

С 1908 года Н.Р. Брилинг преподавал в Императорском Московском высшем техническом училище, в 1917 году утверждён в должности профессора. Параллельно работал на петербургском заводе «Дюффон-Константинович», а в 1914-1917 годах было его директором.

В июле 1918 года была создана Центральная автомобильная секция РСФСР, а Н.Р. Брилинг назначен заместителем председателя. В этом же году он организовал и возглавил научно-исследовательскую автомобильную лабораторию при научно-техническом отделе ВСНХ. В 1921 году она была преобразована в Научный автомобильный и моторный институт, директором которого до конца 1925 года был Н.Р. Брилинг. В 1928 году перешёл на работу в Теплотехнический институт.

В 1930 году Н.Р. Брилинг был арестован по «делу Промпартии». В течение трёх лет находился в заключении, работал в Особом техническом бюро ОГПУ, участвовал в создании дизельного двигателя для грузовых автомобилей.

После освобождения в 1933 году стал профессором Московского автодорожного института, где трудился до конца жизни. Параллельно преподавал в Военной академии бронетанковых войск. В 1948-1959 годах был начальником и главным конструктором Особокого конструкторского бюро Министерства машиностроения. В 1953-1961 годах работал в лаборатории двигателей Академии наук СССР заведующим сектором газобаллонных двигателей, а затем заведующим отделом транспортных двигателей.

Награждён двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями.

Умер 15 марта 1961 года. Похоронен на Введенском кладбище в городе Москве.

Фотографию места захоронения предоставил Пётр Устинов (г. Москва)

Поделиться в соцсетях: