Жирицкий Георгий Сергеевич

08.10.1893 – 04.06.1966

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Казанского авиационного института

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (19.10.1963)

Родился 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1893 года в городе Крапивна Тульской губернии (ныне – село Щёкинского района Тульской области) в семье лесничего. После развода родителей, жил с матерью в Киеве.

Окончив с отличием в 1911 году Первую Киевскую гимназию, поступил на механический факультет Киевского политехнического института, который окончил в 1915 году. Работал на заводе «Наваль» в Николаеве. В 1918 году перешёл на преподавательскую деятельность, преподавал в Киевском политехническом институте. В 1926 году утверждён в должности профессора кафедры паровых двигателей, а год спустя избран заведующим этой же кафедрой, одновременно возглавил механический факультет.

В 1929 году по конкурсу избран заведующим кафедрой паровых турбин Московского высшего технического училища. Одновременно возглавил кафедру паровых машин в Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова. После закрытия специальности в 1930 году Г.С. Жирицкий перешёл на работу в Московский энергетический институт, где возглавил вновь созданную кафедру паротурбинных установок. Году спустя он организовал при кафедре лабораторию паровых турбин. В 1932 году в институте был открыт теплотехнический факультет, первым деканом которого стал Г.С. Жирицкий. В 1937 году на основе научных публикаций ему без защиты диссертации была присвоена степень доктора технических наук.

Спустя некоторое время в том же 1937 году Г.С. Жирицкий был арестован. До 1939 года содержался в тюрьме в Ростове-на-Дону а затем переведён в Москву. Работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторостроительном заводе № 82, участвовал в создании авиационных двигателей. Осенью 1940 года группа, в которой работал Г.С. Жирицкий, была переведена на Казанский авиационный моторостроительный завод. С августа 1944 года она была преобразована в Опытно-конструкторское бюро реактивных двигателей.

Осенью 1944 года Г.С. Жирицкий был освобождён и вернулся к педагогической деятельности, преподавал в Казанском авиационном институте. В 1947 году он создал кафедру турбомашин, которой руководил до 1965 года. В 1957 году при кафедре была открыта проблемная лаборатория.

Г.С. Жирицким опубликовано большое количество научных работ по теплотехники, турбостроению и ракетному двигателестроению, конструированию паровых машин, паровых и газовых турбин, реактивных двигателей. Его монографии «Паровые машины» и «Газовые турбины» использовались в качестве учебников в технических вузах страны.

Награждён орденами Ленина (1961), «Знак Почёта» (1945). Заслуженный деятель науки и техники Татарской АССР (1953).

Умер 4 июня 1966 года. Похоронен на Арском кладбище в городе Казань.

В 1983 году на здании Казанского авиационного института, где работал Г.С. Жирицкий, была установлена мемориальная доска. Его именем назван один из кратеров на Луне.

Поделиться в соцсетях: