Яцков Иван Алексеевич

25.01.1915 – 12.01.1995

Начальник тоннельного отряда Управления строительства Московского метрополитена

Заслуженный строитель РСФСР (06.08.1975)

Родился 25 января 1915 года в селе Иванково ныне Тамбовского района Тамбовской области в крестьянской семье.
Трудовую деятельность начал в возрасте 14 лет, работал письмоносцем в родном селе. В 1931 году вместе с родными уехал в Москву на строительство ТЭЦ автозавода. Спустя некоторое время по комсомольской путёвке перешёл на работу в Метрострой. Начинал работать откатчиком и монтировщиком, участвовал в строительстве станций «Площадь Дзержинского» и «Курская».
В 1937 году командирован на Дальний Восток, работал на строительстве секретного объекта оборонного значения – железнодорожного тоннельного перехода под рекой Амур в Хабаровске. Работа по сооружению тоннеля завершилась в начале 1942 года, после чего И.А. Яцков в числе передовиков был направлен на Кавказ для строительства железнодорожной линии Гагры – Сухуми. Сооружённые тоннели способствовали повышению обороноспособности Кавказа. После отступления фашистских захватчиков, И.А. Яцков принял участие в восстановлении разрушенных врагом тоннелей в районе Белореченска, Майкопа и Новороссийска. Затем участвовал в восстановлении разрушенных мостов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года И.А. Яцкову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В последующем участвовал в восстановлении тоннелей в районе Севастополя и Камышовского виадука. Спустя некоторое время направлен на Центральные технические курсы Наркомата путей сообщения. Затем учился в железнодорожном техникуме имени А.А. Андреева и Московском институте инженеров транспорта. Получив высшее образование, вернулся на работу в Метрострой. Работая начальником участка на шахте № 425, принимал участие в строительстве перегона от станции «Белорусская» до «Новослободской».
В 1950 году И.А. Яцков переехал на Дальний Восток, был старшим прорабом и заместителем начальника стройки Министерства путей сообщения № 6 по строительству тоннеля под проливом Невельского, который должен был соединить Сахалин с материковой частью страны. В 1953 году строительство тоннельного перехода было остановлено, после чего И.А. Яцков вернулся в Москву, где был назначен начальником строительного управления № 100. В 1954 году возглавил строительно-монтажной управление № 1, которое затем было преобразовано в тоннельный отряд № 6 Метростроя. Под его руководством были построены шесть станций метро и большое количество перегонов.
Награждён двумя орденами Ленина (08.05.1942, 05.11.1943), орденами Отечественной войны I степени (26.10.1943), Трудового Красного Знамени (21.10.1967), Красной Звезды (29.07.1945), медалью «За трудовую доблесть» (18.03.1963), другими медалями.
Умер 12 января 1995 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в городе Москве.

Фотографию места захоронения предоставил Владимир Колмогоров (г. Копейск)

Поделиться в соцсетях: